Необычный ход мыслей
До компьютерных и мобильных игр главным растлителем был кинематограф, до него театр, а еще раньше - литература. Думаю некоторые древние люди с подозрением относились к наскальным рисункам…
Интересно, что нас ждет дальше? Виртуальная реальность с 3D очками?
Доброго здравия!
В последнее время замечаю, что многие мобильные игры могут легко поспорить с компьютерными в плане смотрибельности и завораживаемости: графика на смартфонах и в впрямь за посл. несколько лет сделала шаг вперед...
Однако, вслед за этим стали намного популярнее и типовые вопросы (прямо как на ПК 🤨): про тормоза, зависания, FPS, частоту обновления экрана и т.д., и т.п. Решил на несколько из них ответить в рамках этой заметки.
Итак...
*
Содержание статьи📎
Ответы на типовые вопросы насчет ФПС (FPS) на телефонах
Что это за значение, чем оно отличается от частоты обновления экрана?
Попробую объяснить на простом примере...
Представьте бегущего человека: если взять и сфотографировать его — то вы увидите лишь один кадр на одной фотографии (по которой вы не сможете на 100% судить: бежит ли он, или просто ногу так поднял - ведь непонятно же...).
А если за 5 сек. сделать 150 фотографий сверхбыстрым фотоаппаратом (т.е. за 1 сек. получится 30 кадров) — то у вас будет целый набор кадров его движения. И если их просмотреть (как диафильм) со скоростью 30 кадр./за 1 сек. — то ваш глаз будет видеть не единичные кадры (на которых не видно движение человека) — а полноценный фильм/видео, на котором человек бежит! Так вот устроено наше зрение!
ФПС же (на англ. FPS) — это количество кадров, которое генерирует устройство и подает на экран смартфона/ПК* (т.е. как в нашем примере "30 кадр./за 1 сек." — обозначают просто "30 FPS"). Чем выше количество кадров (FPS) — тем плавнее и качественнее смотрится динамичная картинка! 👇
Кстати, когда-то считалось, что человеческий глаз способен воспринимать лишь 24 кадра за 1 сек. Однако, если сегодня человеку показать какую-нибудь спортивную трансляцию с 60 FPS и 30 FPS — он быстро заметит разницу, что 60 FPS намного более плавнее и качественнее смотрится!
*
📌📌 * Важно!
Многие пользователи путают FPS с частотой обновления экрана монитора. В чем тут основной момент:
- частота обновления экрана (измеряется в Герцах, например, 60 Гц) — один из параметров монитора, показывает сколько раз он обновляет изображение за 1 сек. на экране (причем, этот параметр не меняется: смотрите ли вы статическую фотографию или динамичный фильм...);
- FPS — это кол-во кадров, которое генерирует ваше устройство и подает на монитор (разумеется, оно может сильно меняться: прыгать от 10 FPS до 100, например. Зависит от запущенного приложения и производительности железа);
- 👉👉 И если FPS будет больше частоты обновления экрана монитора (т.е. 120 FPS на 60 Гц мониторе) — то часть кадров будет просто потеряна, монитор все равно покажет лишь 60 кадров (т.е. устройство подаст 120 кадров на монитор за 1 сек. — но он физически покажет лишь 60, а остальные просто опустит). 👉 Поэтому повышать FPS выше 60 имеет смысл в том случае, если у вас есть монитор с высокой частотой обновления (сейчас в моду входят 144 Гц мониторы). Впрочем, есть и смартфоны с 90 Гц экранами, и выше!
*
Как включить и вывести на экран FPS?
На ПК этот вопрос решается гораздо проще...
На большинстве смартфонов можно "пойти" двумя путями:
- первый: воспользоваться спец. приложениями из категории FPS Meter (на Google Play их достаточно много). Правда, не на всех устройствах они легко настраиваются;
- второй (более предпочтительный): зайти 📌в меню разработчика (это не сложно) и включить спец. встроенную метрику (виджеты). На моем Samsung-смартфоне она находится в подразделе "Игры" и называется "GPU Watch" (также может называться как: "Power Monitor", "Frame Rate Monitor", "FPS Monitor", "FPS Meter" и др. производные). См. скрины ниже. 👇
📌📌 Кстати, обратите внимание, обычно рядом с FPS часто производители выводят нагрузку на ЦП (CPU) и видеочип (GPU). Это тоже может быть весьма полезно для того, чтобы понять почему тормозит игра и почему такой низкий FPS (например, если у вас всего 20 FPS + CPU и GPU загружены на 100% постоянно — вероятно, что ваше железо просто не тянет конкретную игру). 👇
Да, и не могу не отметить, что в настройках разработчика телефона также можно включить отображение частоты обновления экрана (и некоторые ее путают с FPS).
Собственно, далее останется лишь запустить какую-нибудь игру (а FPS обычно меряют в них) и посмотреть, что там будет на виджетах. В моем примере ниже FPS скачет от 34 до 60 (в зависимости от графики конкретной игры).
*
Какое значение лучше: 60, 90 или 120 FPS?
Чем выше значение FPS — тем (в большинстве случаев*) лучше! Игра идет более плавно, картинка не рассыпается (не дергается), вы можете быстрее реагировать на ситуацию и т.п.
Взгляните на популярный пример ниже (он хоть и для ПК, но суть та же) — разница между 60 FPS и 144 видна невооружённым взглядом!
👉 Сейчас в продаже наиболее популярны смартфоны с частотой обновления экрана в 60, 90 и 120 Гц. Разумеется, предпочтительнее взять со 120 Гц, правда, здесь сразу стоит сделать ремарку:
- во-первых, кроме экрана важно, что за железо установлено в смартфоне: что толку от 120 Гц, если нужные игры будут идти на 30 FPS...
- во-вторых, чем выше частота обновления экрана — тем выше у него энергопотребление и тем быстрее будет садиться батарея (на домашних ПК энергопотребление не так критично, как на смартфонах, поэтому об этом никто и не задумывается). Учтите этот момент!
*
Почему игра тормозит, это связано с невысоким ФПС?
Не всегда это связано... Вообще, вопрос сложный, причин тормозов игры — десятки... Например:
- железо телефона не удовлетворяет рекомендуемым требованиям игры (т.е. его производительности недостаточно), из-за этого кол-во кадров (FPS) низкий, и играть некомфортно: изображение на экране не плавное, игра идет рывками, тормозит...
- телефон заражен рекламным вредоносным ПО (вирусами), вследствие чего процессор загружен посторонними задачами и его производительности на игру "не хватает" — результат тот же, получаем тормоза;
- железо может отвечать всем требованиям игры, но (скажем) из-за неисправной памяти может происходить длительная задержка при считывании и подгрузки каких-то данных — в результате игра вроде бы идет плавно (т.е. FPS хороший), но раз в 10-30 сек. происходит "подвисание", "рывки"... (а то и перезагрузка смартфона).
*
Неск. базовых рекомендаций о том, что можно сделать — высказывал в одной из своих старых заметок, рекомендую пробежаться. 👇
Тормозят игры на Андроид: несколько основных причин лагов и подвисаний
*
Можно ли увеличить показатель ФПС, и как это сделать?
Разумеется можно, но не всегда! 🤨 Зависит от требуемого ПО (игры), железа и пр. условий.
Приведу неск. наиболее простых способов, как можно поднять FPS в играх:
- первый: заменить телефон на другую модель, более производительную (совет очевидный, но он эффективно и быстро решает вопрос);
- второй: выбрать другую (аналогичную) игру. Если у нее более низкие сист. требования — она может идти без рывков (кстати, у некоторых игр можно найти и загрузить более старые версии... — у них требования ниже!);
- третий: оптимизировать телефон, 📌почистить кэш, удалить старые файлы, неиспользуемые приложения (очистить память), исправить программные ошибки (проверить 📌телефон на вирусы, удалить их при наличии);
- четвертый: проверьте настройки игры, во многих из них можно понизить качество графики, разрешение, детализацию, эффекты, тени и т.п. — разумеется, этим нужно пользоваться!
- пятый: если вы играете дома (и у вас есть ПК) — то можно на него установить эмулятор Android и играть на нем. Настройка эмулятора не сложна, и с ней справится даже начинающий пользователь... 👇
Как запускать Android игры на компьютере [инструкция для начинающих]
*
Дополнения по теме — приветствуются в комментариях ниже!
Удачи и приятной игры!
🙂
Другие записи:
Насчет первой мысли: вообще-то игры были еще на игровых автоматах до массового появления ПК в домах. Так что расшатывать они нас начали раньше
Игровой автомат находился где-то далеко, в каком-нибудь развлекательном центре, клубе — до него нужно было дойти, заплатить денежку (опять же на это время нужно было найти, да и не всегда близко это было).
Другое дело современный компьютер — сделал два шага, нажал кнопку и хочешь играй, хочешь смотри фильм...